О книге Гурджиева

gurdzhiev1

Гурджиев — Наши знания нам не принадлежат
Гурджиев — Самолюбин и Тщеславина
Успенский — О решении работать
О книге Гурджиева


О книге Гурджиева «Рассказы Вельзевула своему внуку»

Эта книга более чем в тысячу страниц словно специально создана, чтобы ее никто не прочитал. По крайней мере, первая глава невыносима, длинна, бессмысленна и написана лишь для того, чтобы покупатель, открывший книгу в магазине, немедленно сдал ее обратно книготорговцу. Я искренне советую вам пропустить эту главу и вернуться к ней, лишь когда (и если) вы уже дойдете до конца этого по-своему замечательного текста. И поймете, собственно, что труд всей жизни автора не напрасен. Он писал эту полную юмора и усмешки историю несколько лет, лежа в постели после тяжелейшей аварии, растеряв учеников, оставленный друзьями, пережив крушение своей школы и потерю всего, чем жил и дорожил. Но ему было не впервой терять — шло время войн и революций, разрушение всего привычного и материального. И ему было не впервой «совать палку в осиное гнездо» — отсюда эпатирующее название книги. И как раз это время наибольших потерь и вынужденной бездвижности стало для него крайне плодотворным в плане фиксации своего творчества и идей. Пусть в такой вот закодированно-юмористическо-фантастической форме.
«Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть» — вот книги, созданные им в этот период.
А до того он писателем вовсе не был и не собирался. В это же время совместно с композитором Томасом Де Гартманом он создал 150 специальных произведений для фортепиано — под них до сих пор исполняют гурджиевские танцы.
Но вернемся к книге. Вся она — беседа деда по имени Вельзевул со своим внуком Хусейном на борту транспространственнного корабля. Престарелый, проведший большую часть жизни в изгнании за ошибки молодости и давно прощенный, Вельзевул возвращается в центр Вселенной. За время изгнания его авторитет и влияние не только не уменьшились, но напротив, благодаря знаниям и опыту, полученному в необычных условиях, очень увеличились. У деда и внука в полете есть время для благочестивых бесед и неторопливого пересказа истории системы Орс — она же Солнечная — долгие годы бывшей местом изгнания Вельзевула.
Вельзевул искренне и до слез переживает о судьбе землян, которых на протяжении всей книги именует не иначе как «злосчастные трехмозговые существа, плодящиеся на полюбившейся тебе планете». Воздух и еду он именует первой и второй бытийной пищей. И историю Земли прослеживает со времен, когда людей там еще не было.
Итак, в изложении Гурджиева, на стадии сгущения Солнечной системы «в результате ошибочных расчетов некоего Священного Индивидуума, занимавшегося делами Миро-творчества и Миро-поддержания… планета Земля и комета «Кондур» столкнулись, и столкновение было таким сильным, что от этого удара от планеты Земля отломились два больших осколка и улетели в пространство.»
Эта катастрофа грозила нарушить равновесие всего мироздания.
Дальше следует логически довольно сложный пассаж, изложенный моими словами, он выглядит так. На планете своим чередом возникла жизнь, и скоро (по космическим меркам) возникли разумные существа, в то время имевшие такие же возможности для совершенствования разума, как и все существа Вселенной. Кроме небольшого нюанса: производимая ими энергия должна была поддерживать отколовшиеся куски планеты Земля (Луну и Анулис) от падения и защищать Мироздание от еще большей космической катастрофы. Но высочайшая комиссия по руководством Архангела Сакаки встревожилась, как бы обретшие разум обитатели Земли не поняли этого раньше времени и не уничтожили себя из принципа. Чтобы этого не случилось, комиссия приняла решение перестраховаться и вырастила у основания хвоста наших предков (который тогда был) особый орган — кундабуфер, впоследствии, увы, ставший причиной многих несчастий. Действие его состояло в том, чтобы, во-первых, существа воспринимали реальность шиворот-навыворот и, во-вторых, чтобы каждое повторное впечатление извне вызывало у них удовольствие.
Очень скоро стало ясно, что ситуация стабилизировалась, Луна больше не упадет на Землю, и в третий приезд высочайшей Комиссии кундабуфер был уничтожен. Но, увы, остались последствия, кристаллизующиеся в психее «злосчастных трехмозговых» обитателей планеты.
И далее Гурджиевым подробно и захватывающе излагается история Земли глазами высших существ, которые пытаются и не могут помочь людям преодолеть ненормальности их существования. История Атлантиды, истории роста и гибели духовных школ, жизни святых, описания возникновения войн и уничтожения цивилизаций.
Отдельная поучительная тема — кто такие хуснамусские существа и как получается, что они обрекают себя на вечную жизнь, и при этом вечные муки. Вовсе не такая простая картинка, как ад и рай.
Более чем оригинальный взгляд на возникновение обезьян (впрочем, Блаватская пишет о подобном).
Описание устройств космических кораблей. Описание жителей других планет Солнечной системы.
Рассказ о космических законах («Гептапарапаршинох» и священный «Триамазикамно»), по которым функционирует Вселенная.
Интереснейшая глава, объясняющая, как с целью обезвреживания Геропаса (времени) НАШИМ ТВОРЦОМ (автор всегда пишет так вот — заглавными буквами) был изменен основной священный закон Триамазикамно, и как это привело к появлению мира.

Информация, излагаемая Гурджиевым, настолько ярка, неожиданна и фантастична, что очень хотелось бы каких-то объяснений.
Я искала в интернете сравнительный анализ, жаркую полемику, ожидала встретить уничтожительную религиозную критику, педантичное научное сопоставление с другими источниками.
Но нашла только бесконечные перепосты одних и тех же рекламных строчек, не говорящих решительно ни о чем.
Нашла биографии Гурджиева в стиле авантюрных похождений Остапа Бендера, акцентирующие лишь его необычное поведение, но не замечающие духовную работу и не анализирующие наследие.
Я знакома с трудами его ученика Петра Демьяновича Успенского, нравятся, но в них, если честно, нахожу мало общего с книгами самого Гурджиева.
Нашла сайты последователей, для которых мастер — вне критики, любое его слово и действие достойны лишь поклонения. И такое читать неинтересно.
И конечно систематически натыкалась на статейки парапсихологов и гуру, которые явно не дали себя труда почитать книги мастера, но хотят пользоваться его авторитетом. На голубом глазу они ссылаются на его имя в смелых утверждениях, что кундабуфер находится то в основании позвоночника, то в перегородке между полушариями мозга — игнорируя факт, что в самой книге примерно сто раз сказано, что кундабуфер уничтожен еще в ту пору, когда у обитателей планеты были хвосты. Да и вообще, был ли кундабуфер, или это очередная выдумка учителя — шутника и мистификатора? Что в этой книге вообще выдумка и фантастика, а что — ценная информация? Ответа нет.
По крайней мере, живыми на этом фоне показались отзывы пользователей интернета «книга скучная, информация размазана на 1000 страниц, три раза хотелось выкинуть» или «зачем столько непонятных терминов»?

Вспоминается частушка

В филармонии была,
Слушала Бетховена —
Только время потеряла:
Страшная хреновина!

Итак, Гурджиев был и остался загадочным человеком. Он не дал простых рецептов и не оставил закристаллизовавшегося учения. Он лишь остался примером спонтанности и тотальности, заставляя учеников быть внимательными к себе и не давая выработать никаких повторяемых ритуалов и догм. Его миссию с одинаковым успехом можно считать и провалившейся, и реализованной. Ибо всегда среди множества искателей встречаются лишь единицы таких, кто не стремится бездумно идти чужой колеей. Духовный путь требует живости и внимательности, бескомпромиссности и легкости, он каждым человеком проходится абсолютно заново. Невозможно зафиксировать истину, можно лишь указать на нее. Истина настолько больше любых слов, насколько Луна больше указывающего на нее пальца, насколько бесконечная тайна больше наклеенного на нее ярлыка. Поэтому книги Гурджиева надо читать и серьезно, и с юмором. Пусть вас не напугает его занудство и многословие, пусть не оттолкнут незнакомые термины, которые он самолично выдумал на основе корней из разных языков — в них есть вкус импровизации и серьезного ума, игры и мудрости.
Ну, а если не понравится — что ж, мусорная корзина рядом.

P.S.
Только на стадии подготовки этого номера я узнала, что, оказывается, существует два варианта этой книги: двойной перевод русский-английский-русский, который читала я. И русский, который изначально написал сам Гурджиев. В нем трехмозговые существа называются трехцентровыми и так далее. Я уже успела привязаться к «трехмозговым», возможно если когда буду перечитывать книгу, то возьму другой вариант, а сейчас уже поздно. Книга прочитана и потом еще много раз перелистана вдоль и поперек. А вы уж читайте лучше сразу русский текст.
Он лежит вот здесь
См. также другие книги Гурджиева и книги и заметки его учеников здесь

Ольга Арефьева (оригинал)

 
От себя, мы, основатели школы и создатели сайта, хотим порекомендовать всем по-настоящему духовно устремленным товарищам прочесть эту книгу. Как вы реализуете свое устремление, если вы программы? Эта же книга депрограммирует.

FacebookTwitterGoogle+VKMail.RuOdnoklassnikiLiveJournalОтправить