Алхимия

alchim

ИСТОРИЯ АЛХИМИИ

Родина Алхимии, как и многих других наук, Египет, где знания находились в руках жрецов и посвящённых, производивших опыты в величайшей тайне, в тишине святилища. Когда Римляне завоевали Египет, тайны Изиды перешли к неоплатоникам и гностикам. Эту эпоху (II и III века христианства) можно считать временем зарождения Алхимии. Тогда-то и были написаны первые трактаты, часть которых дошла до нас под именами Останеса, Пелага, Псевдо-Демокрита, Синезиуса, Зосимы, Гермеса, Клеопатры и др. Эти сочинения об искусстве делать золото, идущие бок о бок с металлургическими и экономическими рецептами, были отысканы Марселеном Бертело, указавшим на них в своём «Введении к изучению химии» и в особенности в «Собрании трудов греческих алхимиков». Можно констатировать, что с тех пор Алхимия оставалась неизменной во всей полноте своей теории, до времени великого Лавуазье.

Когда варвары наводнили Европу, науки и искусства замерли, а цивилизация оказалась в руках арабов. Их химики были терпеливые наблюдатели и искусные техники; они увеличили объём науки и избавили её от посторонних элементов: Магии, Каббалы и Мистики. Самый знаменитый между ними, Гебер, первый упоминает об азотной кислоте и царской водке. Рядом с ним необходимо назвать имена Авиценны, Разеса, Алфидиуса, Колида, Мориена, Авензоора.

Арабы поставили Алхимию, так сказать, на ноги. С этих пор она идёт большими шагами к своему апогею. Крестовые походы дали Западу славу и науку. Крестоносцы принесли драгоценные творения Аристотеля и трактаты арабских алхимиков.

Философия распустила крылья, у Алхимии появились великие учителя: Алан де Лилль, Альберт Великий, Роджер Бэкон, Фома Аквинский, Раймунд Луллий; в XIV и XV в. — Георг Рипли, Томас Нортон, Бартоломей, Бернард Тревизанский, Николай Фламель, Иоганн Тритемий, Василий Валентин, Исаак Голланец и др.

С Василием Валентином Алхимия вступила в новую эру и склоняется к мистицизму; она снова соединяется, как при своём зарождении, с Каббалой и Магией; в то же время появляется Химия и, мало-помалу, отделяется от своей матери.

Самым знаменитым представителем Алхимии в XVI веке был Парацельс. Никогда реформатор не был более жесток, и никогда человек не имел более восторженных приверженцев и озлоблённых врагов. Целого тома не хватило бы для перечисления сочинений его учеников и памфлетов его клеветников. Более известные из его последователей были: Леонард Турнейзер, Кроллиус, Герард Дорн, Рох ле Бельи, Бернард Пено Керцелянус и в особенности Андрей Либавиус. Другие алхимики этой эпохи, не принадлежащие ни к какой школе, суть: известный Денис Захер, Блез де Вигенер, Варнольд, Николя Гросспарми, Пьер Виколь, Гастон Клавес де Нюисман, Дюлко, Эдвард Келли, Сендивогиус или Космополит. Можно поставить рядом с ними Иоганна Баптиста Порту, известного автора трактатов «Royal Chimie», «Magiae Naturalis» и «Physionomie humanier».

В XVII веке Алхимия находится в полном своём блеске; адепты, рассыпанные по Европе, доказывали истину науки Гермеса удивительными трансмутациями. Настоящие апостолы науки, они, живя бедно, шли в большие города и обращались только к учёным; их единственное желание — это доказать истину Алхимии фактами. Благодаря этому, Жан-Батист Ван Гельмонт, Бернард де Пизе, Кроссе де ля Гомери, Иоганн Фредерик Швейцер Гельвеций — были обращены в алхимиков. Результат был достигнут; жажда золота охватила весь мир, все монастыри имели лаборатории, князья и короли держали алхимиков на жаловании и совершали Великое Делание; медики, в особенности аптекари, отдались герметизму. В то же время появилось знаменитое общество Розенкрейцеров, о котором до сих пор не знают ничего верного.

Трактаты Алхимии, которые появились в XVII веке, бесчисленны, но в числе последователей уже не встречается имён, которые следовало бы назвать, кроме Филалета, президента Испании, Михаила Майера, и Планискампи.

В XVIII веке Алхимия клонится к упадку, а Химия, наоборот, прогрессирует и обособляется в науку. Открытия следуют одно за другим, факты накопляются. Алхимия имеет ещё сторонников, но они уже скрывают свои занятия, на них смотрят, как на безумцев. Нет более адептов; последователи довольствуются перепечаткой древних трактатов или же составлением компиляций, не имеющих никакой ценности. Имена отсутствуют: Антуан-Жозеф Пертени, Николай Лангле-Дюфренуа, автор «Истории герметической философии», Либуа, затем Сен-Жермен, Калиостро и Эттейла — деятельность которых сомнительна.

Алхимиков, связанных с древним учением, осталось только два — Килиани и Луи-Франсуа Камбриель. Что же касается Тиферо и Луи Люкаса, то они опираются на современную Химию, чтобы прийти к тем же заключениям, как и алхимики, ибо, любопытная вещь, последние открытия науки стараются доказать единство материи и, следовательно, возможность трансмутации. Правда, уже Пифагор знал, что земля обращается вокруг солнца, но только спустя две тысячи лет, Коперник восстановил эту старую истину.

ФОРМИРОВАНИЕ АЛХИМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Часто приходится слышать мнение, будто алхимики брели ощупью, как слепые. Это большое заблуждение; они имели весьма определённые теории, основанные греческими философами второго века нашей эры и продержавшиеся до XXI века.

В основании герметической теории лежит великий Закон Единства Материи. Материя одна, но принимает различные формы, комбинируясь сама собой и производя бесконечное количество новых тел. Эта первичная материя ещё называется «причиной», «хаосом», «мировой субстанцией». Не входя в подробности, Василий Валентин признаёт в принципе единство материи. «Все вещи происходят от одной причины, все они были в начале рождены одной и той-же матерью» («Триумфальная колесница сурьмы»). Сендивогий, более известный под именем Космополита, ещё определённее выражается в своих «Письмах». «Христиане, говорит он, хотят, чтобы Бог сначала сотворил известную первичную материю… и чтобы из этой материи, способом отделений, были выделены простые тела, которые, впоследствии, будучи смешанными один с другим, посредством соединения, послужили бы к созданию видимого нами… В творении была соблюдена последовательность: простые тела служили для образования более сложных». Наконец, он так резюмирует всё сказанное: «1-ое образование первой материи, которой ничто не предшествовало; 2-е — разделение этой материи на элементы и, наконец, 3-е — посредством этих элементов, составление смесей» (Письмо XI). Под именем смеси он понимает всякое составное тело.

Деспан дополняет идею Сендивогия, устанавливая постоянство материи, и говорит, что она может только изменять свои формы… Достигнув раз состояния субстанции или существа, материя не может, по законам природы, лишиться индивидуальности и перейти к небытию. Вот почему Гермес Трисмегист говорит в «Пимандре», что на свете ничто не умирает и всё только видоизменяется («Enchiridion physicae restitutae»), при чём он допускает существование первичной материи. Он говорит: «Философы думают, что существует первичная материя, предсуществующая элементам».

Эта гипотеза прибавляет он, уже находится в сочинениях Аристотеля. Затем он рассматривает качества, которые метафизики приписывали материи. Барле разъясняет этот пункт следующим образом: «Всемирная субстанция заключает всё существующее, без различия рода и пола, всё грубое, плодородное, с отпечатком чувственного» (Barlet «La theotechnie ergocosmique»).

Таким образом, первичная материя не есть какое-либо тело, но представляет все их свойства.

Обыкновенно допускали, что первичная материя — жидкость, вода, представлявшая в начале мира хаос. «Это была первичная материя, заключавшая все формы в возможности проявления. Это бесформенное тело было водянисто, и греки называли его «хилус», обозначая одним словом воду и материю» («Lettre philosophique»). Далее он говорит, что это был огонь, исполнявший активную роль, по отношению к материи — женскому началу; таким образом получили начало все тела, составляющие вселенную.

Следовательно, гипотеза первичной материи имела одинаковые основы с Алхимией; исходя из этого положения, было рационально допустить трансмутацию, т.е. превращение металлов.

СВЯЗЬ АЛХИМИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

У греков Алхимия была, по причине своего происхождения, смешана с Магией и с Теургией. Позднее, благодаря арабским философам, эта наука обособилась, но в XV и XVI столетиях она снова соединилась с другими оккультными науками. В это время большая часть алхимиков искала в Астрологии, Магии и Каббале (не путать с герметической Кабалой) ключа Великого Делания, но в XVII, «Золотом веке Алхимии» она окончательно избавилась от ненужных приложений.

АЛХИМИЯ И АСТРОЛОГИЯ

Парацельс допускал учениками, как сам сообщает, только людей, знающих Астрологию.

«Мне надо возвращаться к моему предмету, чтобы удовлетворить моих учеников, которым я охотно помогаю, когда они обладают сведениями о природе, знают Астрологию и, в особенности, когда они сильны в философии, научающей нас познавать основу существующего» (Парацельс «Сокровище сокровищ»).

Тогда как его предшественники и современники – Калид (Calid), Валуа (Valois) и Блез де Виженер (Blaise de Vigenere), допускали просто влияние светил при зарождении металлов, Парацельс шёл дальше и определял, когда и как планеты влияют на металлы. Следуя этому учению, некоторые алхимики тесно связывали Астрологию с герметизмом и никогда не начинали операций, не осведомившись, благоприятно ли влияние планет.

АЛХИМИЯ И КАББАЛА

В своё время, Парацельс ввёл в Алхимию каббалистические данные. Он изложил свои оккультные доктрины в своём «Трактате об оккультной Философии» и «Магическом Архидоксе».

Это заставляет нас сказать несколько слов о Каббале. Эта наука учит перестановке и разложению слов, определению численного их достоинства и становлению выводов, сообразуясь со специальными правилами. Таким образом, число золота, по еврейски, будет – 209; это – украшение минерального царства и соответствует значению Иеговы в мире Духов.

Хеффер в своей «Истории Химии» посвятил несколько страниц применению каббалы к свойствам металлов. Алхимия – наука наблюдательная и потому не может ничем воспользоваться от Каббалы, науки чисто спекулятивной.

Введение в Алхимию посторонних элементов должно было сделать её ещё темнее, и Парацельс в этом отношении ошибался.

Ещё раньше его Василий Валентин сделал несколько опытов в этом отношении; он разлагает слово «азот» следующим образом: «Азот заключает в себе всё, потому, что он есть А и ? – начало и конец всего. Философы составили слово AZOT так: итальянцы ввели A и Z, греки ? и ? (альфу и омегу, евреи алеф и тау; из соединения первой и последних букв и получилось это слово». («Азот философов»).

После Парацельса только два автора трактовали об алхимической Каббале. Это Пантей, венецианский священник, и англичанин Джон Ди, алхимик и математик. Пантей написал два трактата: «Искусство и теория трансмутации металлов» и «Воархадумия». Из них видно, что число творения есть – 544, число гниения – 772, что меркурий, золото и серебро соответствуют еврейским буквам: фе, тау, бет, и тому подобные бредни. Джон Ди в своём трактате «Иероглифическая монада» пробовал создать особую Каббалу, с помощью алхимических символов. Так, например, символ меркурия S он составил из символа луны R, солнца Q и четырёх элементов +. Далее, знак солнце представляет монаду, изображённую точкой, вокруг которой круг, символизирующий мир Q. Эти любопытные указания находятся во втором томе «Theatrum chimicum».

Эти алхимики и некоторые другие, как Генрих Кунрат, Михайл Майер и Блез де Виженер ввели в науку новое толкование алхимической теории. Тогда как науки точные и естественные применяют индукцию и дедукцию, науки оккультные делают выводы, основываясь на аналогии, поэтому они приложили тот же метод и к Алхимии. Оккультизм говорит – существуют три мира: материальный, человеческий и божественный. В мире материальном мы имеем «Серу», «Меркурий» и «Соль», начала всех вещей, и одну материю; в мире человеческом или микрокосме – тело, дух и душу, объединённые в человеке; в мире божественном – три лица Святой троицы в Едином Боге. «Таким образом, троица заключается в единице, и единица – в троице, обо здесь – тело, дух и душа, а там – «Сера», «Меркурий» и «Мышьяк»» (Бернард Тревизанский («Потерянное Слово»).

FacebookTwitterGoogle+VKMail.RuOdnoklassnikiLiveJournalОтправить